Buzz Ricksons это бренд Toyo, которые также владеют Sugar Cane. Философия репро джинс, используется и при производстве верхней одежды — американских летных курток начала/середины 20 века. Куртки сделаны не просто похожими на те самые, а воссозданы с ювелирной точностью как абсолютные реплики — бескомпромиссный подход к конструкции, безумно трудоемкий процесс изготовления, начиная с дубления кож по старинным рецептам, ткани сотканные на старых машинах, тщательно подобранные красители.
Летные куртки (как и летные хронографы), один из самых привлекательных фетишей. Романтика самолетов и пилотов эпохи до изобретения радаров и ракет привлекает множество фанатов по всему миру, и японцы конечно же не смогли остаться в стороне. Изначально, во время первой мировой войны, большинство самолетов не имело закрытого кокпита и требовалась достаточно теплая одежда для пилота. Большинство из них носили длинные кожаные пальто — в то время достаточной ветронепроницаемостью обладала только кожа. В сентябре 1917 года был основан комитет Aviation Clothing Board американской армии, который занимался дистрибуцией надежных кожаных летных курток — с высокими воротниками, молниями с ветрозащитными клапанами, облегающими манжетами и поясами, отороченными мехом, так произошло рождение американской летной куртки.
На другой стороне океана, Лесли Ирвин придумал и выпустил классическую куртку из овчины. В 1926 году он основал фабрику в Великобритании и стал основным поставщиком для RAF во время второй мировой войны. Спрос был так велик, что Ирвин вынужден был задействовать субконтракторов, что обьясняет вариации дизайна и цвета продукции.
Двумя самыми исторически известными куртками стали А-2 и G-1.
A-2 также известен как бомбер, его в самом деле использовали пилоты бомбардировщиков, в обогреваемых кокпитах, но остальная команда обычно носила теплые B-3 и В-6 из овчины, более подходящие для открытой пулеметной турели.
А-2 был принят и стандартизирован в 1930 г., а в 1943 ограничен в использовании только для замены поврежденных курток — начали поставляться новые тканевые куртки В-10 и В-15, хотя на фото ветеранов корейской войны, пилоты F-86 и F-82 еще в этих легендарных куртках. Каталог US Army Air Forces Class 13, описывает эту куртку под номером спецификации 94-3040 как «куртка из лошадиной кожи темно-коричневого цвета, с вязаными манжетами и поясом», от более ранней модели А-1, она отличалась наличием молнии вместо пуговиц и скрытыми кнопками карманов. Стоячий вязаный воротник был заменен рубашечным кожаным, с ремешком на горле и были добавлены простроченные эполеты на плечах.
Несмотря на небольшие различия, версии различных производителей придерживались основных отличительных особенностей — боковые карманы не были утеплены (руки в карманах — неподобающая для военных поза), спина выполненная из единого куска кожи, чтобы уменьшить нагрузки на куртку и легкая шелковая или хлопковая подкладка с пришитым ярлыком. До WWII, куртки выпускались с воротником пришитым к ленте ворота, как на рубашках, но в военное время воротник пришивали к спинной панели и заворачивали для экономии времени.
Большая часть А-2 выпускалась из лошадиной кожи, дубленой хромом или растительными экстрактами, но некоторые куртки были сделаны из козлиной кожи, по примеру G-1 и еще меньше из коровьей или воловьей кожи (которую довольно трудно отличить от лошадиной, если дубить одинаково). В основном козлиная кожа использовалась только тогда, когда на фабриках подходили к концу запасы лошадиной, но все куртки произведенные Spiewak и Doniger из козла, также как и многие сделанные Cable, Dubow, Bronco, Perry и Rough Wear.
В военное время куртки выпускались множества оттенков и тонов, но все были основаны на двух цветах — seal (темно-коричневый) и russet (красно-коричневый), причем первые в большинстве своем были перекрашены из вторых, чтобы скрыть потертости и выцветание, но некоторые производители (Aero Leather) красили А-2 в темно-коричневые изначально.
С 1939, подкладку из шелка окончательно заменили на хлопковую, с целью экономии конечно. Молнии делались из стали или бронзы, некоторые были никелированы, а производили их Talon, Crown, Conmar и Kwik, с преобладанием первого.
Современные версии довольно свободные, в то время как оригинальная куртка была более облегающего кроя, для юных подтянутых пилотов, а не для толстых фермеров воображающих себя Эрихом Хартманном. Также A-2 не была предназначена для носки поверх нескольких слоев одежды — для зимнего времени пилоты одевали куртки из овчины.
А-2 вручалась пилоту окончившему начальное обучение, перед началом следующего этапа обучения — одна штука в одни руки, и являлась предметом особой гордости летчика.
Продвигаясь по службе, пилот нашивал эмблемы эскадрилий, знаки различий и иногда целые художественные произведения. Команды бомбардировщиков часто нашивали небольшие бомбы справа, по количеству выполненных бомбометаний. Пилоты морской авиации часто носили эмблемы всех подразделений в которых они служили, тогда как армейские авиаторы старые нашивки отпарывали. Эмблема Army Air Forces нашивалась и печаталась на левом рукаве, а щит конкретной воздушной армии на правой. На подкладке рисовалась карта миссии, которая теоретически могла быть использована если пилота сбили, а асы сбившие пять и более самолетов противника, могли похвастаться красной сатиновой подкладкой.
Официально, только пилоты армейской авиации могли получить эти куртки, но такие армейские селебрити как генералы МакАртур и Паттон, тоже доставали и носили А-2, популярность курток была просто огромной.
Оригинальные А-2 военного времени довольно редки, но их можно достать — стоимость такого музейного экземпляра варьируется от 800$ до 5000$ в зависимости от состояния и наличия нашивок.
Делящей первое место по известности с А-2, была куртка морской авиации G-1. Она «прожила» значительно дольше своей соперницы — только в 1978 году конгресс настоял на прекращении производства, из-за того что мощности снабжения морфлота не справлялись со спросом. Фильм 1985 года Topgun, с Томом Крузом, где тот носил стильную G-1 с множеством нашивок, вызвал взрыв популярности летных курток, да такой что ВВС в 1988 начали перевыпуск легендарных А-2. Естественно сегодняшние куртки не надевают в кабину современного самолета, но они остаются важным отличительным признаком, гордостью военного пилота. Современная куртка выдается только летчикам боевых подразделений. Она имеет более свободный крой, не допускаются нашивки и раскраска (по причине огнеопасности), сделана из козлиной кожи с огнеупорной пропиткой и только в одном цвете — темно-коричневом.
Теплые летные куртки из овчины, с меховой изнанкой от «бомбера» В-3, до морской М-445, были популярны для полетов в зимнее время и на большой высоте. Синтетические куртки В-серии и морские СWU-cерии, появились позднее, но и они почитаются коллекционерами военной униформы.
Сейчас синонимом летной куртки является МА-1, короткая куртка, с двумя косыми карманами сбоку, двумя внутренними карманами и карманом на молнии на левом рукаве. МА-1, была разработана в 1949, в связи с появлением реактивной авиации и новых требований к экипировке, связанных с этим. Кожаная куртка с карманами, клапанами и прочими деталями в кабине самолета набитого оборудованием, на больших высотах и соответствующих температурах, больше не могла выполнять свои функции. Первый раз нейлон был использован в летной куртке в 1946 году, это была В-15, отличалась от МА-1 наличием мутонового мехового воротника, но после нескольких лет эксплуатации выяснилось, что меховой воротник мешает парашюту и другому оборудованию и В-15 была заменена новым образцом.
С самого начала куртка производилась Alpha Industires, наверное самой известной компанией совмещающей военные заказы и продажу милспек экипировки широкой публике. МА-1 предназначена для носки круглый год — в расстегнутом состоянии она достаточно прохладна, а в застегнутом сохраняет тепло. Дизайн МА-1 периодически немного изменялся — новые текстильные материалы, технологии пошива и дизайн кокпита требовали внесения изменений в конструкцию куртки. Изначальный милспек обозначался MIL-J-8279, а последняя ревизия в начале 80-х J-8279F.
Большинство этих курток снаружи окрашены в полуночно-синий или полынно-зеленый цвет, а подклад в киноварно-оранжевый. С лицевой стороны куртки в гражданских версиях — т.н. парашютный шелк, на самом деле нейлон, а в сделанных для армии — Nomex, разработанная в 1968 году DuPont огнеупорная ткань. Nomex представляет собой мета-арамид — ароматический полиамид, мета-версия пара-арамидного Кевлара. Мета-арамиды не выравниваются при формировании волокна, и гораздо менее прочны чем пара-арамиды. Также использовался для парашютов в космической программе НАСА, в пожарном оборудовании, в униформе гонщиков.
Оригинальная конструкция была выполнена из двух слоев нейлона — внешней оболочки и подкладки и двух слоев шерстяной ткани между ними. Впоследствии шерсть была заменена полиэстеровым волокнистым наполнителем, более легким и теплым, чем шерсть. В середине 60-х куртка была сделана двусторонней, с внутренними оранжевым подкладом. В случае крушения, пилот мог надеть куртку наизнанку, чтобы сделать легче работу спасателей по его обнаружению. Были убраны петли для прокладки радиошнура и передняя планка, держащая кислородную маску. Ранние МА-1 также имели напечатанную эмблему USAF на рукаве.
Сейчас МА-1 практически секс-фетиш, особенно популярный в скинхед и гей-тусовках.
N-3B или Snorkel парка. Шноркелем называется трубка для подводного плавания и перископ подводной лодки. Каким образом этот предмет связан с паркой для экстремально холодных температур? Если ее застегнуть полностью, то остается маленькое отверстие в конце капюшона, напоминающее перископ. В начале 50-х она, как водится была разработана для американской армии и сделана, подобно МА-1, из нейлона, с утеплителем из толстого шерстяного материала, который в 70-х был заменен на полиэстер. Пик популярности ее пришелся на рубеж 70-80, особенно среди детей и подростков, а через 20 лет она опять вернулась в моду. Теперь ее носят Бекхэм и Галлахер, но она не ассоциируется у широкой публики с военной курткой, а скорее с школьными годами.
Перейдем от исторических экскурсов непосредственно к герою статьи. BR был основан в 1993 году, и создателям с самого начала пришлось заниматься довольно сомнительным делом — реверс инжинирингом сохранившихся коллекционных экземпляров. Восстановление первоначального способа производства задача нетривиальная, а уж когда дело доходит до нетканых материалов, то в ход идет современное оборудование (так что обвинять BR в луддизме не следует) — например тип нейлона определяется инфракрасной спектроскопией. Нейлон разных марок также отличается температурой плавления — к сожалению, иногда, чтобы что-то создать, надо что-нибудь разрушить. Определение исходных параметров пигмента еще сложнее — необходимо учитывать выцветание краски, ее изменение с возрастом, чтобы воссоздать изначальные оттенки и тона.
Но исследовательская часть и производственная разделены — для воссоздания материалов применяются старые машины и процессы. Мало восстановить машины, надо найти людей умеющих с ними обращаться, ремонтировать, а также поставщиков сырья, фурнитуры. Все это включается в немалую итоговую цену продукции, но она безусловно того заслуживает. Возьмем к примеру лошадиную кожу — основной материал для флагмана линейки — куртки А-2. Голье поставляется засоленным из Италии — шкура приходит прямо с гривой и ушами. В Японии шкуры помещают в огромные деревянные бочки-барабаны, заполненные водой. Вращая барабаны и сливая солевой раствор (а также грязь, растворимые белки,нафталин, жиры, антисептики), шкуры отмачиваются и возвращаются в первоначальное парное состояние. Затем происходит удаление волоса и эпидермиса, а также видоизменяется волокнистая структура дермы — происходит разволокнение и дефибриляция. Дубление кож растительными компонентами — натуральными таннидами (хотя сейчас наиболее распространено хромовое дубление — сульфатами хрома, сульфатами и карбонатами натрия; кожа получается мягче, результат более предсказуемый), происходит в деревянных баках в течении 90 дней, затем дубленые полуфабрикаты сушат естественным путем в хорошо проветриваемом помещении. Результат растительного дубления зависит от конкретного таннида, которые получают из коры различных деревьев, и его взаимодействия с коллагеновыми волокнами шкуры. Обычно такая кожа сейчас применяется для подошв обуви и прочих вещей требующих особой надежности кожи. Затем происходит финишная обработка кож и окрашивание.
А-2 и другие кожаные куртки выпускаются в нескольких вариантах окраски и финиша, соответствующих исторически достоверным. BRONCO HIDE — отличающаяся от гладкой лошадиной кожи более неровной текстурой с заметными шрамами и морщинами, окрашенная анилиновми красителями и с казеиновым финишем. Блестящая кожа HORSE HIDE, редко встречающаяся в винтажных куртках GOAT SKIN SCORCHED LEATHER — козлиная кожа, вручную окрашенная и затем опаленная горелкой.
Ткань подкладки выполнена не только из обычного блестящего хлопка или нейлона, но также и с утеплением из шерсти или даже альпаки.
Тканые и нетканые материалы применяемые в производстве BR включают например 80/3 PLY COMBED COTTON TWILL — три чесаные хлопковые нити, каждая плотностью 80 (80 нитей на кв.дюйм — чем больше это число, тем тоньше нить), сплетаются в одну, из которой ткется саржа, применяемая при производстве курток В-10 и В-15. WEST POINT UNIFORM TWILL — скрученая нить основы (плотностью 36) и утка (25) — очень прочная саржа, применяемая для танковых курток.
JUNGLE CLOTH — особый полосатый узор ткани применяемой для палубных курток N-1, обьясняется различной толщиной нитей основы и утка, отличается также ветро- и водо-непроницаемостью.
2/2 HEAVY NYLON TWILL — для В-15D и МА-1 применяются непрерывные нейлоновые нити, сделанные из одной струны. В результате отсутствуют склейки нитей и увеличивается прочность ткани.
МА-1 производимая BR делаются из нейлона со специально разработанной окраской названной ultraviolet. Идея в том, чтобы воспроизвести выцветший от прямых солнечных лучей над облаками полынно-зеленый цвет. Различий с действительно винтажными куртками нет — кажется, что эта куртка действительно налетала сотни и тысячи часов.
Естественно используются молнии и прочая фурнитура с тщательно восстановленными механизмами и отделкой. Если с кнопками особой трудности не возникло, то воссоздать производство давно почивших молний Crown было очень нелегкой задачей. Дело в том, что задачи стоявшие перед производителями 30-х годов — закругленные углы застежек, гладкий ход молнии, прикрепление зубьев к ленте, решались совсем по другому, чем сейчас, порой более энергозатратными способами, с применением экзотической машинерии. Сделать все эти вещи на современном оборудовании так, чтобы они были похожи на винтажные образцы, не представляется возможным. Специально разработанные BR прессы и литейные процессы решают эту задачу. Четыре вида зипперов Crown — с автоматическими замками и без, зипперы Talon разных годов, размеров и отделки, зипперы Conmar военного времени с колоколообразными головками замка и даже hookless zipper — молния без крючков на конце застежки, застегивающиеся внизу вручную.
Продукция BR разделена на 9 разделов, по принадлежности к различным историческим периодам, родам войск и видам деятельности. Обращает на себя внимание коллекция посвященная Уильяму Гибсону — американскому писателю-фантасту, отцу киберпанка. Каким образом Гибсон относится к военной службе, летчикам и коллекционерам не совсем понятно, видимо японцам польстило его отношение к Японии. В коллекцию входят ботинки, джинсы, перчатки и несколько курток. MA-1, В-10, В-2 и tank jacket довольно обычны, кроме того, что все предметы выполнены в черном цвете, а вот на подкладке L-2B нанесена символика фантастической транснациональной корпорации Blue Ant Tokyo, которая ко всему прочему светится в темноте.
Коллекция US Army Air forces включает в себя кроме различных вариантов А-2, выполненных в различных расцветках, с нашивками и без, более теплые куртки — В-10 и В-6.
В-6 была принята в 1939 году и производилась в очень ограниченном количестве как средний вариант между легкой А-2 и арктической В-3. Также как и последняя В-6 производилась из овчины, но более коротко-стриженной и легкой — четвертьдюймовой. Носилась обычно членами команды бомбардировщика, которые работали в местах, требовавших большей маневренности, но не столь легко продуваемых как турели пушек и пулеметов. В-10 была принята в 1943 году, использование ткани вместо кожи было вызвано экономией военного времени. Тем не менее куртка получилась очень удачной — теплой и не стесняющей движений. Материал подкладки был смесью альпаки и овечьей шерсти. Усовершенствованная версия — В-15, была принята в 1944 году, с отличиями от оригинала в форме карманов — вместо накладных они стали прорезными, а также застежка куртки была передвинута вправо.
Это было сделано для удобства и чтобы не мешать другому снаряжению — прежде всего парашюту. Следущая часть коллекции — арктические куртки: принятая в 1931 году В-2 — кожаная куртка с шерстяной подкладкой, одним карманом и поясом на ремне. Сменила ее В-3, очень популярная куртка из овчины, принятая в 1934 году. Мощный воротник и манжеты защищали пилота от ветра и холода на больших высотах и зимой. Задняя панель сделана из двух частей, в отличии от более поздней трехчастной конструкции. В 1943 году, в рамках отхода от кожи, была разработана утепленная тканевая куртка с капюшоном В-9.
Одним из самых главных событий в истории летных курток стало использование нейлона. Послевоенные куртки и их предшественницы представлены в коллекции US Air Force. Одной из первых нейлоновых курток стала L-2, разработанная в 1939 году. Снабженная двусторонней подкладкой из шерсти и нейлона, она была предназначена для использования в межсезонье. Ее модификация L-2A поступила на вооружение в 1950м и главное ее отличие от предшественницы было в цвете — знаменитом air force blue, принятом официальным цветом ВВС США когда они наконец стали независимы от американской армии.
Короткая N-2 стала наследницей В-11, выпускалась обычно в оливковом цвете с роскошным мутоновым капюшоном, отороченным настоящим мехом койота, за ней последовали модификации N-2A и N-2B, изменив цвет соответственно на синий и полынно-зеленый, а также мех оторочки на искусственный и обратно на настоящий. Семейство N-3 представлено тремя модификациями от N3 до N-3B, различающихся типом нейлона, цветом, шерстяные манжеты и поясной шнур перекочевали внутрь рукавов в позднейших моделях, ветрозащитный клапан укорочен, а с мехом на капюшоне произошла та же история, что и в короткой модели. Нейлоновые модификации B-10 представлены куртками В-15В и В-15С, последняя была выпущена в свет в 1950 и молния на ней опять вернулась на середину куртки.
Морская авиация US Navy не менее славна своей экипировкой, чем ВВС. Главная легенда это безусловно G-1. Принятая для замены М-422 в 1940 году, она была сделана из эластичной козлиной кожи. G-1 часто выдавалась и армейским летчикам, потому она не имеет обозначений принадлежности ни к ВВС, ни к ВМС, а на обратной стороне воротника значится US.
Куртка N-1 изначально была разработана в середине 40-х годов, в комплекте со шлемом и брюками, выполненными из того же материала, для ношения в море. Материал лицевой стороны — т.н. Jungle Cloth, одна из самых крепких и устойчивых к погодным условиям хлопковых тканей. Первая версия куртки была выполнена в синем цвете, с двусторонней подкладкой из альпаки и шерсти. Вторая модификация сменила цвет на оливковый, убрала альпаку с манжет рукавов и увеличила проушины для пуговиц. Зимние куртки для пилотов представлены М-422, AN-6552 и более поздней модификацией ANJ-3A, она была разработана в рамках программы унификации снаряжения для армии и флота, однако, как разработанная главным образом для ВМС, редко носилась армейскими летчиками.
Армейские куртки, несравнимые конечно по великолепию с авиационными, представлены в коллекции US Army, кое-что все же может привлечь внимание. Куртка танкиста, изначально задуманная как часть зимнего костюма из трех компонентов выполнена из влагоустойчивого, ветронепроницаемого 26-унцевого хлопкового полотна, с шерстяной подкладкой и конструкцией из двойных встречных складок. Куртка парашютиста являлась модификацией куртки механика, и представляла собой куртку до колен, выполненную из ветронепроницаемого хлопкового твилла, светло-оливкового цвета. Четыре больших кармана, пришитых под углом 45 градусов, служили для хранения дополнительного снаряжения, а специальный карман около шеи служил для хранения ножа, чтобы парашютист мог перерезать стропы при необходимости. Проработанный крой со складками давал дополнительную маневренность в области спины и плеч.
Помимо курток, BR выпускает прекрасную обувь (хотя я не уверен, что они делают ее сами, скорее заказывают у стороннего производителя). Достаточно посмотреть на прекрасные чакка из шелл кордован, выполненные в черном цвете, как часть коллекции Гибсона. Упоминается Goodyear и ручная работа, все модели повторяют образцы офицерской обуви предвоенной и военной эпохи. Свитера, худи и футболки с аутентичными принтами являются частью коллекции винтажной спортивной одежды.
Описанные в начале статьи изменения в конструкции курток, также как и перерыв в производстве, вызвали к жизни индустрию производства реплик оригинальных курток, повторяющих в деталях куртки предвоенного и военного времен. Любители военной истории, пуристы и перфекционисты требовали производства курток по копиям старых лекал, правильно дубленых шкур, 100% хлопковые нити и молнии из военных запасов. Кроме BR, такие куртки делают английская Eastman Leather Clothing, шотландская Aero Leather Clothing, японские The Few и Real McCoy’s, американская US Authentic Manufacturing Co.
Как и в случае selvedge denim, все эти затраты абсолютно не дают никакого преимущества перед современными методами производства, которые быстрее, дешевле и качественнее, это всего навсего атмосфера исключительности, та например которая окружает швейцарский хронометр ручной сборки или хай-енд аудио аппаратуру.